Лечение задержки речевого развития
Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) один из самых частых в нейропедиатрии. Он пугает и настораживает родителей, которые изо всех сил пытаются помочь ребенку.
Структура нарушений речевого развития в детском возрасте очень сложна. Существуют различные подходы к классификации и терминологии, как в России, так и за рубежом.
Данные сложности вполне объяснимы:
- Во-первых, нормальное речевое развитие у детей имеет широкие границы становления речи. Это значит, что каждый ребенок имеет свои особенности созревания двигательных и психических функций, обусловленные генетикой, средовыми факторами. Следовательно, здоровый ребенок с сохранными интеллектуальными способностями и хорошим потенциалом развития высших психических функций может иметь задержку формирования речевых навыков;
- Во-вторых, при всей индивидуальности темпов созревания нервной системы, есть конкретные навыки, отсутствие которых в определенном возрасте должно настораживать, а также требует тщательной диагностики;
- В-третьих, спектр заболеваний и повреждений головного мозга интра- и перинатально, являющихся потенциальной причиной ЗРР, довольно широк. Это требует тщательной диагностики и исключения вторичного характера ЗРР.
Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
В основе ЗРР лежит недоразвитие корковых центров речи как варианта психического дизонтогенеза, медленного созревания нервной системы, а также конкретных причин, связанных с органическим повреждением головного мозга. Подход к лечению ЗРР зависит от причин и нервно-психических особенностей ребенка.
Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет. Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу.
Диагностика и лечение ЗРР, ЗПР:
В виду сложной структуры ЗРР и речевых нарушений, диагностика должна опираться на результаты исследований:
- Консультация невролога с определением неврологического статуса;
- Консультация психолога с оценкой интеллектуального развития, вербального интеллекта;
- Консультация сурдолога, аудиометрия;
- ЭЭГ (электроэнцефалограмма) для выявления субклинических эпилептических приступов, вызывающих снижение когнитивных функций;
- При необходимости нейровизуализация: КТ, МРТ;
- При необходимости консультация генетика.
Лечение ЗРР в Нижнем Новгороде: задержка психоречевого развития, речевые нарушения
В реабилитационно-развивающем центре «Тонус КРОХА» проводится тщательная диагностика ЗРР, ЗПР. После комплексного обследования составляется индивидуальная программа работы с ребенком, включающая психолого-педагогическую коррекцию, рефлексотерапию, занятия с логопедом, логореабилитологом, нейропсихологом, медицинским психологом.
На фоне развивающих и коррекционных занятий детям с ЗПР, ЗРР, неврологом назначается медикаментозная поддержка. Её целесообразность при лечении задержки речевого развития обусловлена наличием сопутствующих поведенческих и неврологических расстройств: нарушение поведения, повышенная тревожность, гиперактивность и т.д.